logo

Система охлаждения. Промывка, замена ОЖ

Исправность системы охлаждения автомобиля влияет на долговечность работы двигателя, расход топлива, создание нужного климата внутри салона и др. Рассмотрим основные возможные неисправности и их последствия. Как таковых последствий можно выделить всего два – это перегрев системы, либо наоборот, чрезмерное охлаждение и невозможность достижения оптимальной температуры.

Но система охлаждения (СО) обширна, поэтому на разных ее участках может возникать локальное отклонение температуры от нормы, так, к примеру, в блоке ДВС идти перегрев, при этом основной радиатор будет охлаждаться нормально. Прежде всего, все патрубки должны быть целыми, без трещин, плотно сидеть на своих местах, из-под них не должна сочиться охлаждающая жидкость (ОЖ), утечек ОЖ так же не должно быть в иных местах. При прогретом ДВС патрубки не должны быть чрезмерно жесткими, раздутыми – это свидетельство чрезмерного давления в системе. За регуляцию давления чаще всего отвечает клапан в пробке радиатора. Со временем он может забиваться различными отложениями и не открываться при нужном давлении. Как же создается давление в системе? Из законов физики мы знаем, что при нагреве жидкость расширяется, а так как она находится в закрытом сосуде определенной емкости, то создается давление больше атмосферного (обычно клапан срабатывает при избыточном давлении в 0.9-1.1 атм, это указывается на крышке радиатора). При этом через открытый клапан жидкость стравливается в расширительный бачок. Позже при остывании объем ОЖ уменьшается, создается вакуум и жидкость вновь затягивается в систему уже из расширительного бачка, таким образом поддерживается постоянный объем, важно, чтобы система была заполнена и не образовывались воздушные пробки.

Кроме клапана важной частью является термостат. Система охлаждения имеет два контура, малый и большой. ОЖ циркулирует по малому (блок ДВС, радиатор отопителя) до момента достижения определенной температуры, после чего термостат открывается и выпускает ОЖ в основной радиатор (большой контур) для предотвращения перегрева (обычно около 82-88 градусов). При неисправном заклинившем термостате может наблюдаться перегрев автомобиля при холодном радиаторе, либо наоборот долгий прогрев – радиатор будет постепенно становиться теплым по мере прогрева авто. Заклинивший в закрытом состоянии термостат можно снять вовсе и ездить какое-то время без него, пока не будет приобретен новый.

За циркуляцию ОЖ отвечает помпа охлаждения. Она прокачивает и не дает застаиваться жидкости. Приводятся в движение ее лопасти ремнем ГРМ или ремнем навесного оборудования. Поэтому при обрыве ремня или со снятым ремнем привода помпы эксплуатировать автомобиль не рекомендуется. Перегрев двигателя может обернуться серьезными проблемами и капиталовложениями.

Кроме явных неисправностей СО может попросту быть забита различными отложениями – накипь, отложения антифризов, остатки коррозии металлов. Если явных отложений нет и система работает исправно – достаточно для профилактики при очередной замене антифриза воспользоваться специальной промывкой для СО. Использовать ее не сложно, в зависимости от производителя процедура различается лишь по времени обработки, а в основном у всех средств схожий принцип действия и химический состав. Сливаем старую ОЖ, заполняем систему чистой водой с добавлением очистителя, прогреваем двигатель в течении 10-30 минут, сливаем грязную воду, заливаем вновь чистой воды для промывки, греем двигатель 5-15 минут, сливаем и заполняем систему новой ОЖ. При данных процедурах по замене и промывке важно, чтобы кран печки салона был открыт. Сливать ОЖ лучше, как из радиатора, так и с блока ДВС через специальную пробку в нем. Если пробку на блоке найти затруднительно, проблемно ее отвернуть – можно снять термостат для лучшей циркуляции воды и методом продува выгнать всю жидкость через радиатор. Если вода остается в системе – не беда. Вымываем систему чистой водопроводной водой, замещаем водопроводную воду дистиллированной (придется слить с избытком) и доливаем в систему концентрированного антифриза. Но для этого нам нужно знать полный объем СО автомобиля, а так же сколько воды осталось в системе. Для этого система заполняется на последнем этапе дистиллированной водой полностью, и вода по максимуму сливается в емкость. Объем слитой жидкости замеряется и отнимается от общего объема системы. Таким образом если объем системы 10 литров, мы слили 6 литров, то в системе осталось 4 литра воды и долить нам нужно 6 литров концентрата (но не стоит забывать про пропорции, 1:1 дает температуру замерзания около –40 градусов).

При серьезных загрязнениях, мешающих нормальной работе автомобиля промывать систему следует более тщательно. При забитом радиаторе печки не обязательно промывать всю систему, при условии, что в ней нет загрязнений. Для этого лучше слить ОЖ с радиатора в чистую емкость, отсоединяем оба патрубка от радиатора печки и загибаем их как можно выше, чтобы остатки ОЖ не выливались, можно надеть один патрубок на оба выхода, сделав кольцо. Для полноценной промывки следует запастись емкостью для воды, кипятильником, любой электро помпой (на 12В от автомобиля «ГАЗель»), на 220 В от старой стиральной машинки и т.п., шлангами-патрубками нужного диаметра, чистой водой, очищающей химией и небольшим количеством антифриза на доливку (лучше использовать ту же марку, что уже залита в системе). Как Вы, уже наверное, поняли система проста и может использоваться для последующей промывки на автомобилях друзей и родственников. В ведерко наливаем воды с концентрированным очистителем, подогреваем воду для ускорения химических реакций и прогоняем ее по кругу через радиатор с помощью помпы. Очищающую жидкость можно менять по мере загрязнения. После чего промываем чистой водой, подключаем все патрубки на место и доливаем антифриз. Проверяем все ли прошло успешно, и стало ли в салоне тепло, а так же отсутствуют ли подтеки. Этот способ подходит и для промывки основного радиатора, да и всей системы в целом (термостат лучше снять) при неработающем двигателе.

Вместо магазинного очистителя можно применять и народные средства, но выбор остается за Вами. Для очистки от накипи и металлический отложений используется любая разбавленная кислота: уксусная, лимонная и др. Для очистки отложений распада антифризов – щелочь. Народные средства предлагают и самые интересные реагенты – от молочной сыворотки до сильногазированных напитков. Главное не переусердствовать, а то металл радиаторов может разъесть.

Совет по выбору антифриза: почти все охлаждающие жидкости имеют одну основу. Не смотря на разный цвет (всего лишь краситель, не влияет ни на температуру замерзания, ни на качество), производителя должен иметь маркировку (например G11, G12 и др). Некоторые дешевые антифризы маркируются более дорогой маркой незаслуженно, следует изучать состав. Если смешать антифризы на разной основе, может произойти реакция между двумя жидкостями, кроме потери своих свойств этот «микс» может дать хлопьевидный осадок, забивающий СО напрочь, который очень сложно потом промыть. Если надо долить ОЖ, но вы не знаете, что было залито прежде – смешайте несколько миллилитров жидкостей в отдельном сосуде и подвергните нагреву, если цвет, консистенция не изменятся, то ничего страшного произойти не должно.

И несколько малоизвестных фактов о промывке СО: системой охлаждения поглощается свыше 30 % энергии, которая выделяется от сгорания топлива в ДВС, поэтому при образовании слоя отложений более 1 мм расход топлива повышается примерно на 10 %!  При этом статистика отводит отказам СО 4 место из всех основных поломок автомобиля, но ведь в большей мере страшен не сам отказ СО, а его последствия!

Удачи на дорогах, теплой Вам печки и холодного радиатора!

При копировании материала ссылка на наш сайт обязательна!

 


Магазин запасных частей 100-d.ru
2013-2018
Сайт может использовать cookie для своей работы. Находясь на данном сайте, Вы даете согласие на обработку "куки" файлов. В противном случае, покиньте сайт или заблокируйте cookies в настройках браузера
Рейтинг@Mail.ru