Параметры шин и дисков, выбор

Категория: В помощь автовладельцу
Опубликовано 02.10.2013 10:00
Просмотров: 3132

После покупки автомобиля у новичка, а иногда и у водителя со стажем, который ранее не задавался данным вопросом, иногда возникают сложности с подбором нового комплекта дисков и шин. Давайте попробуем разобраться со всеми параметрами «обуви», чтобы та пришлась по размеру Вашему железному другу.

Прежде всего диаметр диска. Мы привыкли измерять его в дюймах. У диска на «14» внешний посадочный диаметр обода будет равен 14 дюймам. У покрышки же, наоборот, эта цифра определяет внутренний посадочный диаметр. Т.е. размерность резины и диска должна совпадать.

Вторым, а по значимости даже первым параметром будет являться так называемая «разболтовка» диска. Т.е. важно количество крепежных отверстий и расстояние между ними, измеряемое в миллиметрах. Например: 5Х100 – диск с 5 отверстиями и расстоянием 100 мм. Существует множество вариантов, важно не ошибиться с выбором. Диски бывают универсальные, т.е. иметь большее количество отверстий под разное расстояние или количество шпилек на ступице автомобиля. Так один диск может быть установлен на разные модели авто, да и при последующей продаже аудитория, которой подойдут Ваши старые диски увеличится примерно вдвое.

Центральное отверстие диска (ЦО) – диаметр отверстия измеряется в миллиметрах. С помощью него диск центрируется на ступице, таким образом, исключая перекос. Отверстие на диске больше посадочного цилиндра ступицы всего на 0.1 мм. Этот припуск нужен, чтобы диск не закусывало на ступице и он свободно заходил, в то же время расстояние ничтожно мало и не дает дисбаланса. Отверстие на диске может быть больше, чем посадочный цилиндр ступицы, но никак не меньше, иначе диск попросту не удастся установить, либо установить с перекосом и недостаточной фиксацией. При большем диаметре центровка производится за счет гаек. Лучше, если они будут конусные и совпадать с углом конуса на диске. Затягивать в таком случае следует постепенно, поочередно подтягивая все гайки, избегая зажима диска одной из них. Но и в случае использования неродных дисков есть выход – проставочные кольца на ступицу изменят ЦО до нужных параметров. Бывают пластиковые (чаще всего одноразовые, до первого снятия диска) и металлические. Внутренний диаметр такого кольца должен быть равен ступичному диаметру, а внешний – диаметру отверстия на диске.

Ширина диска – измеряется в дюймах. Стоит выбирать диск оптимальной ширины. Этот параметр важен для монтажа резины в т.ч. Например на диск шириной 7 дюймов хорошо подойдет резина шириной 185-195 мм.

Вылет диска – расстояние в миллиметрах от центра диска до места стыковки диска со ступицей. Т.е. если условно разделить диск по центру (например диск 8 дюймов, от края обода отступим 4 дюйма к середине) и измерить расстояние до места стыковки со ступицей, то это расстояние и определит вылет диска. Чем больше вылет, тем больше диск будет утопать в колесной арке. И чем меньше (может быть отрицательным) – тем больше диск будет вытарчивать из арок. Небольшие отступления от родных параметров не критичны. Но большое отклонение может привести к тому, что колесо будет цеплять за арку или, наоборот за стойку, чем больше рычаг (соответственно меньше вылет), тем больше нагрузка на ступичный узел, ускоренный износ.

Все основные параметры мы перечислили, пожалуй, остается только один – это вес диска, который зависит прежде всего от материала изготовления и количества этого материала. От количества и качества металла зависит его прочность. Таким образом можно ли найти в одном диске сочетание легкости и прочности? Диски бывают стальные – тонкий, прочный и тяжелый металл, дешевые, при ударах просто гнутся, не давая трещин и не раскалываясь, но внешний вид заставляет желать лучшего. И лучшее это литые и кованые диски. Литые диски легче стальных, изготовляются из алюминиевого сплава. Но тут либо диск легкий, но не предназначен для «боевого» вождения по нашим дорогам, либо тяжелый и крепкий, пригодный и для легкого ралли. Кованые диски сочетают в себе повышенную прочность и более легкий вес. Достигается это за счет специальной технологии изготовления. Чаще всего это тоже сплавы алюминия, магния и даже титана. Бывают легкосплавные диски изготовленные из цельной болванки путем фрезеровки, но это штучные модели для очень дорогих спортивных автомобилей с соответствующей ценой. Зачем нужен легкий вес? Чем меньше весит колесо, тем меньше расход топлива, нагрузка на ступичный узел, подвеску, рулевое, автомобиль быстрее разгоняется. На примере 16 дюймовых дисков с шириной 7-8 дюймов: легкими можно считать диски весом около 7 кг, при весе около 9 кг – уже тяжелые, менее 7 кг – сверх легкие.

На дисках параметры указаны на наклейках с внутренней части, либо на выштамповках. За аббревиатурой ETскрывается вылет, DIA– центральное отверстие.

У легковой шины мы привыкли видеть примерно такие обозначения: 205/50R16 где 205 – это ширина покрышки в миллиметрах, 50 – это процентное соотношение высоты покрышки к ее ширине, т.е. в нашем случае 102,5 мм. расстояние  от начала протектора до места стыковки с ободом диска, R– обозначает радиальный тип шины, а цифра 16 – диаметр покрышки в дюймах, т.е. внутренний диаметр.

Покрышку следует выбирать оптимальной ширины и высоты профиля. Слишком узкая резина, не рассчитанная для Вашего автомобиля, может ухудшить сцепление с дорогой. Слишком широкая – привести к плохой управляемости за счет аквапланирования (эффект потери сцепления с мокрой дорогой), сделать руль более тяжелым (нагрузка на ГУР и рулевое), ухудшить поведение автомобиля на дороге с колейностью.  Чем уже резина, тем большую нагрузку оказывает автомобиль на грунт, поэтому важно иметь баланс, когда достаточное сцепление за счет нужной площади пятна соприкосновения шины с грунтом и в то же время достаточное давление этого пятна на грунт. Не следует забывать, что слишком широкая шина может попросту не поместиться в колесной арке, либо передние колеса будут задевать при поворотах.

Высоту профиля шины следует выбирать исходя из условий эксплуатации. Низкопрофильные шины обладают лучшей управляемостью, но рассчитаны для хороших асфальтовых дорог. При попадании в яму с такой покрышкой вероятность погнуть диск намного выше, а в самых плачевных ситуациях можно расколоть диск, пропороть шину или полностью «разуться». Кроме того, комфорта на неровной дороге на такой покрышке меньше за счет ее жесткости. У шин с высоким профилем управляемость хуже, больше сносы при поворотах, но за счет высокой воздушной подушки при ударе о яму или бордюр таким колесом до диска достать сложно, проходимость по бездорожью так же выше.

Поэтому при выборе колес надо стараться как можно меньше отклоняться от родных параметров. Если Вы берете колеса на размер больше родных, значит берите с меньшим профилем, чтобы внешний диаметр покрышки был близок к родному. Показания спидометра и одометра зависят от количества оборотов пройденных колесом и имеют строгое соответствие с родными параметрами покрышки, таким образом при изменении внешнего диаметра покрышки показания этих приборов будут отличаться от истинных.

Удачи на дорогах и верного Вам выбора!

 

При копировании материала ссылка на наш сайт обязательна!